Соловьева Наталья Георгиевна, педагог-психолог МДОАУ №196 г.Оренбург

Проект « Я ношу очки»

Проект « Я ношу очки»

Актуальность

Однажды ко мне за помощью обратилась мама. Ситуация была в следующем. Ее дочке, которой на момент обращения было 3 года поставили диагноз сложный астигматизм и было рекомендовано постоянное ношение очков. Проблема, состояла в том, что девочка носить очки категорически отказывалась. Девочка сама вместе с родителями ездила в оптику, сама выбирала очки, чехол. Все члены семьи носили очки, чтобы ребенок привык к этому образу. Даже куклам были куплены кукольные очки. Но все принятые меры имели только краткосрочный эффект. Через некоторое время девочка снова снимала очки, могла в любой момент их бросить или спрятать. В общем, носить очки отказывалась. Были и другие случаи, которые указывали на то, что есть запрос на определенную работу с данной категорией детей. Так начался мой творческий поиск приемов и форм работы с детьми с ОВЗ, в частности с детьми, имеющими нарушения зрения. В результате возникла идея организовать проект под названием «Я ношу очки»

Опыт наблюдения за детьми «очкариками» дошкольного возраста показал, что чаще всего  дети этого возраста  сталкиваются с такими психологическими проблемами как принятие своей «особенности»  и «непохожести», принятие своей болезни и отношений к ее лечению, трудности в адаптации и установлении контактов в коллективе сверстников, для них характерно повышенная тревожность, эмоциональность, нервозность, так как много ограничений, в отличии от других детей,  часто встречается нарушения в речевом развитии.  Родители таких детей часто обращаются с вопросом как объяснить ребенку,  что нужно носить и беречь очки, как научить ребенка правильно обращаться с ними, что делать, если над ребенком смеются,  что делать чтобы ребенок занимался, например лечебной гимнастикой с удовольствием и выполнял все назначения врача и т.п.

Поэтому возникла идея запустить информационно-познавательный проект «Я ношу очки» и привлечь к работе над этим проектом  детей «очкариков» и их родителей.

Вид проекта: информационно-познавательный, групповой.

Участники: дети старшей и подготовительной группы, которые носят очки и их родители.

Сроки реализации: март-апрель 2019 года.

Проект направлен на решение таких вопросов как:

· Восприятие ребенком себя в очках.

· Принятие очков самим ребенком.

· Принятие «себя в очках» в коллективе.

· Формирование толерантного отношения к детям, которые носят очки.

Актуальность.

Дети с нарушением зрения часто стесняются носить очки. Проявляется нежелание, когда ребенок только начинает носить очки (после обследования) и в период лечения. Причина этого нежелания чувство дискомфорта и непривычности, неловкость перед друзьями, страх перед обидным словом «очкарик».

Даная ситуация не позволяет ребенку хорошо видеть, к тому же препятствует восстановлению и сохранению зрения. Часто в этот период у ребенка проявляются такие особенности поведения как: агрессивное поведение, уход от деятельности (отказ от организованной деятельности, нежелание участвовать в играх с детьми), проявляются упрямство, капризы. Если период привыкания к очкам затягивается, то у ребенка может выработаться отрицательное отношение к детскому саду. Поэтому такая проблема как нежелание ребенка носить очки является актуальной. Важным является и понимание почему ребенок не хочет носить очки: проявление дискомфорта от ношения очков, ребенок не знает, зачем это ему надо, насмешки других детей. С целью профилактики отказа ребенка от ношения очков и уже

 Как помочь ребенку справиться с этой проблемой? Мы разработали и реализовали проект для детей, которые носят очки: «Почему я ношу очки?» либо «Я ношу очки!»

Участники проекта:

Педагог-психолог, воспитатели, дети, родители.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный.

Изучение литературы по теме проекта, подбор материалов по теме, изготовление игр и пособий, анкетирование родителей, привлечение их к выставке «Я ношу очки».

Исследовательский.

Тематические разделы:

Как человек познает мир.

Строение глаза.

Как работают глаза.

Как появились очки.

Как делают очки.

Как ухаживать за очками.

Как сберечь зрение.

Для изучения материала был подобран материал, задания по теме, проблемные ситуации, сформулировали вопросы для обсуждения с детьми. Это способствовало развитию познавательной активности детей.

Методы и формы работы.

Анкетирование, беседы, моделирование, решение проблемных ситуаций, опыты.

Для игровой деятельности изготовили и провели игры: «На приеме у врача окулиста», «Оптика», «Мы лечим глазки», дидактические игры, лабиринты, подвижные игры.

Для снятия напряжения подобрали специальные упражнения. Зрительную гимнастику дети выполняют вместе с воспитателями в ходе непосредственно образовательной деятельности и самостоятельной деятельности.

Для воспитания чувства уверенности прочитали детям сказку: “У страха глаза велики”, познакомили с пословицами и поговорками, предложили разгадать загадки.

Самостоятельная деятельность детей в проекте.

Рассматривание иллюстраций.

Рассматривание детского атласа о строении глаза, энциклопедии.

Закрепление знаний.

Рисование: «Портрет моего друга, сказочный герой», «Что полезно и вредно для глаз», конструирование очков, лепка очков.

В процессе проекта организовывали тематические выставки:

книг и иллюстраций с изображением героев, носящих очки,

сказочных героев и игрушек в очках, очков и футляров, оптических приборов (лупы, линзы, бинокль, микроскоп).

Материалы по теме проекта:

Художественная литература (стихи):

А.Барто. «Очки».

Л.Кулага.»Про мальчика Петю и его очки».

С.Маршак. «Четыре глаза».

С.Михалков. «Что стряслось у тети Вали?»

Н.Орлова «Береги свои глаза», «Во дворе», «Соринка», «Телевизор».

Е. Хочинская. «Доктор мне очки надел».

Рассказы и сказки:

  М.А.Кутузова  «Как  лягушонку Тишке очки помогли»,

  Н. Грибачев «Волшебные очки»

 Мультфильмы:

«Жирафа и очки»

Иллюстрации героев, носящих очки:

Кролик из м.ф.”Винни-Пух идет в гости”.реж. Ф.Хитрук.

“Слоненок и бабушка”. из м.ф.38 попугаев.

черепаха Тортилла из ск. А.Толстого “Золотой ключик”.

Черепаха из м.ф.” Как Львенок и Черепаха пели песню”.

Гном из ск. “Белоснежка и семь гномов”.

граф Вишенка из ск. Дж.Родари. “Приключения Чиполлино”.

Знайка из ск. Н.Носова.”Приключения Незнайки и его друзей”.

Айболит из одноименной ск. К.Чуковского.

мама из м.ф.” Трое из Простоквашино”.



Родители стали активными участниками проекта. Воспитатели и специалисты консультировали их как проводить зрительную гимнастику дома, учить носить очки и ухаживать за ними, сознательно относиться к охране зрения, предоставили письменные консультации: «Зрительная гимнастика», «Как объяснить ребенку, что нужно носить очки». Родители оказывали помощь в организации выставки «Я ношу очки».

Итог проекта.

Мы достигли цели. У детей сформировалось понимание того, что зрение нужно беречь, повысилась мотивация к сохранению и укреплению здоровья, зрения. У них появилось желание носить очки. Они приобрели навыки снятия зрительного напряжения. Таким образом,  в ходе проекта жизнь детей обогатилась, они научились новым партнерским отношениям и получили радость от познания нового.

12 марта 2022 в 21:24

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.