Соловьева Наталья Георгиевна, педагог-психолог МДОАУ №196 г.Оренбург
Особенности работы воспитателя с детьми раннего возрастаРанний возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Данный возрастной этап имеет существенную качественную специфику. К нему нельзя применить методы и приемы работы, подходящие для воспитания дошкольников. Работа с детьми раннего возраста требует специальной подготовки, предполагающей как специальные знания, так и опыт работы с маленькими детьми. Для правильной организации педагогической работы с малышами в ДОУ необходимо знать возрастные особенности детей раннего возраста, которые отличают их от детей более старшего возраста и от взрослых. Поэтому важно остановимся на психологической характеристике детей этого возраста и выделить основные задачи развития на этом этапе. Ранним детством в отечественной психологии и педагогике принято считать период развития ребенка от 1 года до 3х лет. Этот возраст начинается с того, что заканчивается период младенчества и наступает кризис одного года. В младенческом возрасте наблюдается полная зависимость от взрослого, который обеспечивает полноценное вскармливание и достаточный гигиенический уход. Эмоциональное, непосредственное общение — ведущий тип деятельности в этом возрасте. Задачи взрослого — создать все условия для нормального психофизического развития детей. Результаты развития данного периода связаны со значительно возрастающей самостоятельностью ребенка. Дети сами могут дойти, дотянуться до предмета. То есть у них появляется больше возможностей для доступа к различным окружающим их предметам и обзору. У них большой опыт познания свойств предметов – они их пощупали, попробовали, изучили, обнюхивали. Они хорошо знают, чего они хотят. Но в этой ситуации отсутствует очень важная вещь – речь. Старых средств общения становится недостаточно. Они не могут ясно и четко попросить то, чего они хотят. И в этом главное противоречие этого периода. Кроме того, взрослый зачастую не может удовлетворить эту потребность, выдвигает ряд ограничений. В итоге появляется новообразование – появляются потребности и мотивы. В результате кризиса 1 года ребенок вступает в новый период своего развития и в совершенно новую систему отношений со взрослыми. Что же меняется в его жизни? · Появляется предмет. Взрослый перестает быть единственным источником необходимого и интересного. Ребенок рвется овладеть способом овладения предметами, которые его окружают. Предметы приобретают первостепенную важность, привлекательность · Овладение предметом и его функциями – то, вокруг чего построено общение со взрослым · Появилась определенная автономия и самостоятельность. · С наступлением раннего возраста полностью меняется роль взрослого в жизни ребенка. Взрослый – образец для подражания в конкретных действиях, источник оценки правильности действий с предметами и поддержки в освоении нового (как складывать кубики, как есть ложкой и т.п.) Основными задачами развития в данный период выступают: 1. Развитие предметной деятельности. Именно в ней происходит приобщение ребенка к культуре, в ней формируются главные психологические новообразования этого периода: речь, наглядно-действенное и образное мышление, познавательная активность, целенаправленность и пр. Для этого нужно развивать культурно-нормированных и специфических действий-орудийные действия. Для решения этой задачи необходимо с первого года жизни ребенка приучать его к самообслуживанию: показывать, как правильно одеваться, причесываться, держать ложку или чашку, оставляя ему возможность самостоятельно действовать и побуждая к этому. Помимо обычных бытовых процедур нужны специальные игрушки, созданные для детей раннего возраста (совочки, лопатки, удочки с магнитом и пр.) 2. Развитие наглядно-действенного мышления и познавательной активности. Ребенок раннего возраста мыслит, прежде всего действуя руками. Задача взрослого здесь состоит не в том, чтобы показать правильный способ действия (т. е. подсказать решение задачи), а в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию. 3. Развитие речи. Первой задачей воспитания в связи с этим является развитие активной, коммуникативной речи. Для этого необходимо не только постоянно разговаривать с ребенком, но и включать его в диалог, создавать у него потребность в собственных высказываниях 4. Общение и взаимоотношения со сверстниками Как показывают исследования, потребность в общении со сверстниками возникает на третьем году жизни. В этом возрасте общение малышей имеет весьма специфическое содержание, которое представляет собой эмоционально-практическое взаимодействие. Особое место в таком взаимодействии занимает подражание друг другу
Характерные особенности развития детей в этом возрасте: 1. Ситуативность - главная характеристика поведения ребенка раннего возраста. Проявляется это прежде всего в поглощенности текущим моментом. Жизнь малыша происходит преимущественно в настоящем времени. Сознание не направлено в будущее (ничего не предвидит) и не учитывает прошлого (не опирается на опыт других и даже на свой собственный). Вся жизнь, все радости и огорчения происходят «здесь и сейчас». Поведение маленького ребенка целиком определяется воспринимаемой ситуацией, тем, что он видит и слышит, — то есть является ситуативным. Полевое поведение- каждый предмет «тянет» малыша к себе — «просит» потрогать, взять в руки, пощупать, или, наоборот, «велит» отойти подальше и не прикасаться. Ребенок в этом возрасте находится как бы в силовом поле вещей и предметов, где на него постоянно действуют «магнитные» силы — притягивающие или отталкивающие. Каждая вещь заряжена для ребенка притягивающей или отталкивающей силой и соответствующим образом провоцирует его на действие. Лестница манит ребенка подняться и спуститься по ней, коробочка предлагает закрыть и открыть ее, колокольчик просит, чтобы в него позвонили, шарик — чтобы его покатили и т.п. Зависимость от ситуации характеризует не только поведение, но и внутреннюю, психическую жизнь ребенка: память, мышление, внимание. Память в раннем возрасте проявляется, главным образом, в узнавании знакомых предметов или явлений. Мышление в раннем возрасте проявляется как умение устанавливать связи между предметами в наглядной ситуации. Мыслить для маленького ребенка — не значит думать или вспоминать, а значит действовать «здесь и сейчас», с конкретными, воспринимаемыми предметами. Восприятие и эмоции очень тесно связаны с друг другом. Быстрый переход от смеха к слезам и обратно — типичная черта ребенка одного-двух лет. Маленького ребенка легко привлечь к чему-то, но столь же легко он переключается на что-то новое. Соображения о будущей пользе или вреде не имеют значения и не меняют действий и переживаний малышей. Таким образом, самая главная особенность ребенка это возраста это то, что он живет ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС. Гибкость и консерватизм-две стороны психической жизни ребенка. Гибкость прежде всего связана с открытостью всему тому, что окружает ребенка и что он воспринимает вокруг. Предпочтения детей быстро меняются и крайне неустойчивы. Сейчас он больше всего хочет катать машинку, через час — строить из кубиков, а потом — просто бегать по комнате. В то же время, несмотря на гибкость и открытость, в некоторых вещах дети демонстрируют непонятный для взрослых консерватизм и стремление к постоянству. Все новое (обстановка, люди, пища и т.д.) принимается с трудом. Для ребенка очень важна предсказуемость ожидающих его событий. Привычный порядок дня, привычная обстановка, знакомые близкие люди создают уверенность в себе и ощущение спокойствия и устойчивости своего существования. Другое дело, когда какое-либо изменение внешнего мира производится самим ребенком — когда он сам что-то строит или разрушает, склеивает или разрывает на мелкие части, — это приносит ему максимальное удовольствие. Персонажи и события сказок также Персонажи и события сказок также воспринимаются не отстраненно, а в связи с собственным опытом. Для них главное не сюжет произведения, не его финал, а сам процесс восприятия и узнавания знакомых слов и событий. Такое узнавание дает чувство собственной компетентности, уверенности в себе, устойчивости окружающего мира. То, что для взрослых скучно, для детей становится источником ярких эмоций и впечатлений. Как эти особенности учитывать при работе с такими детьми? Как это учитывать в вашей образовательной деятельности? · Адаптация – через знакомство с новыми предметами и действия с ними (поливать цветы, открывать шкафчик). В первую очередь обращать внимание детей на новые предметы и как ими пользоваться. Обращать внимание на те действия, которые может сделать ребенок самостоятельно (открыть шкафчик, вытереть руки полотенцем, повесить носочки и т.п. То есть те действия, которые дома ребенку могут быть не знакомы и ребенок не сталкивается. · Непременное участие взрослого во всех видах деятельности детей. Взрослый является образцом всего. Он не только передает необходимые
Занятия с малышами должны быть основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении. На занятиях мы показываем и вместе с ребенком делаем. Одной из распространенных ошибок воспитателей ясельных групп является устранение от детской деятельности. Воспитатель дает малышам игрушки и предлагает самостоятельно поиграть с
· Необходимость личной обращенности к ребенку. Общение на уровне глаз. Необходимость индивидуального подхода педагога к каждому ребенку очевидна во всех возрастах. Однако в раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение не только потому, что все дети разные, но еще и потому, что маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Малыши не воспринимают призывы или предложения, обращенные к целой группе. Им необходим взгляд в глаза, обращение по имени, ласковое прикосновение, словом, — всё то, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращенности взрослого. Только в этом случае малыш может принять и понять предложения воспитателя. Между тем воспитатели часто пытаются объяснять что-то всем сразу или руководить целой группой малышей. Они показывают какой-либо способ действия с игрушками или объясняют что-то новое.
· Неэффективность любых чисто вербальных методов воспитания. Любые инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию
Они живут только настоящим. Воздействие ситуации (окружающие предметы, движения, звуки) является для них гораздо
· Наглядная формы предлагаемого материала на занятиях (если говорим про зайчика, то обязательно показываем зайчика на картинке, в виде игрушки и так далее. · Многократное повторение изученного материала (игр, сказок, действий и т.п. Чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократное повторение пройденного. · Начинать занятие нужно с уже знакомого материала, чтобы произошло узнавание. Материал для игр и занятий с маленькими детьми необходимо подбирать таким образом, чтобы его содержание соответствовало детскому опыту. · Поддерживать родителей, не готовых к росту автономии ребенка (новые отношения – не разрыв связи). Т.е которые очень переживают, как их ребенок будет в детском саду. · Ограничения по дисциплине формулируем в терминах правильного действия и примерах поведения («А попробуй вот так…»), т.е формулировать свои высказывание не в негативной, а позитивной форме ( не кидай игрушки) в ответ на негативную форму спокойно отвечать и демонстрировать позитивную. Например: смотри как здорово получается если попробовать вот так, предлагать позитивную форму. Упражнение. в течении одной минуты вспомните и запишите высказывания, которые вы чаще всего произносите в группе. Например: не трогай, не бросай игрушками и т.д. Каждую фразу попробуйте переформулировать в позитивной форме. 12 марта 2022 в 21:03
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.