Соловьева Наталья Георгиевна, педагог-психолог МДОАУ №196 г.Оренбург

Особенности работы воспитателя с детьми раннего возраста

Ранний возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.

Данный возрастной этап имеет существенную качественную специфику. К нему нельзя применить методы и приемы работы, подходящие для воспитания дошкольников. Работа с детьми раннего возраста требует специальной подготовки, предполагающей как специальные знания, так и опыт работы с маленькими детьми. Для правильной организации педагогической работы с малышами в ДОУ необходимо знать возрастные особенности детей раннего возраста, которые отличают их от детей более старшего возраста и от взрослых. Поэтому важно остановимся на психологической характеристике детей этого возраста и выделить основные задачи развития на этом этапе.

Ранним детством в отечественной психологии и педагогике принято считать период развития ребенка от 1 года до 3х лет. Этот возраст начинается с того, что заканчивается период младенчества и наступает кризис одного года.

В младенческом возрасте наблюдается полная зависимость от взрослого, который обеспечивает полноценное вскармливание и достаточный гигиенический уход. Эмоциональное, непосредственное общение — ведущий тип деятельности в этом возрасте. Задачи взрослого — создать все условия для нормального психофизического развития детей.

Результаты развития данного периода связаны со значительно возрастающей  самостоятельностью ребенка. Дети сами могут дойти, дотянуться до предмета. То есть у них появляется больше возможностей для доступа к различным окружающим их предметам и обзору. У них большой опыт познания свойств предметов – они их пощупали, попробовали, изучили, обнюхивали. Они хорошо знают,  чего они хотят. Но в этой ситуации отсутствует очень важная вещь – речь. Старых средств общения становится недостаточно.  Они не могут ясно и четко попросить то, чего они хотят. И в этом главное противоречие этого периода.  Кроме того, взрослый зачастую не может удовлетворить эту потребность, выдвигает ряд ограничений.  В итоге появляется новообразование – появляются потребности и мотивы.

В результате кризиса 1 года ребенок вступает в новый период своего развития и в совершенно новую систему отношений со взрослыми.

Что же меняется в его жизни?

· Появляется предмет. Взрослый перестает быть единственным источником необходимого и интересного. Ребенок рвется овладеть способом овладения предметами, которые его окружают. Предметы приобретают первостепенную важность, привлекательность

· Овладение предметом и его функциями – то, вокруг чего построено общение со взрослым

· Появилась определенная автономия и самостоятельность.

· С  наступлением раннего возраста полностью меняется роль взрослого в жизни ребенка. Взрослый – образец для подражания в конкретных действиях, источник оценки правильности действий с предметами и поддержки в освоении нового (как складывать кубики, как есть ложкой и т.п.)

Основными задачами развития в данный период выступают:

1. Развитие предметной деятельности. Именно в ней происходит приобщение ребенка к культуре, в ней формируются главные психологические новообразования этого периода: речь, наглядно-действенное и образное мышление, познавательная активность, целенаправленность и пр. Для этого нужно развивать культурно-нормированных и специфических действий-орудийные действия. Для решения этой задачи необходимо с первого года жизни ребенка приучать его к самообслуживанию: показывать, как правильно одеваться, причесываться, держать ложку или чашку, оставляя ему возможность самостоятельно действовать и побуждая к этому. Помимо обычных бытовых процедур нужны специальные игрушки, созданные для детей раннего возраста (совочки, лопатки, удочки с магнитом и пр.)

2. Развитие наглядно-действенного мышления и познавательной активности. Ребенок раннего возраста мыслит, прежде всего действуя руками. Задача взрослого здесь состоит не в том, чтобы показать правильный способ действия (т. е. подсказать решение задачи), а в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию.

3. Развитие речи. Первой задачей воспитания в связи с этим является развитие активной, коммуникативной речи. Для этого необходимо не только постоянно разговаривать с ребенком, но и включать его в диалог, создавать у него потребность в собственных высказываниях

4. Общение и взаимоотношения со сверстниками

Как показывают исследования, потребность в общении со сверстниками возникает на третьем году жизни. В этом возрасте общение малышей имеет весьма специфическое содержание, которое представляет собой эмоционально-практическое взаимодействие. Особое место в таком взаимодействии занимает подражание друг другу

 

Характерные особенности развития детей в этом возрасте:

1. Ситуативность - главная характеристика поведения ребенка раннего возраста. Проявляется это прежде всего в поглощенности  текущим моментом. Жизнь малыша происходит преимущественно в настоящем времени. Сознание не направлено в будущее (ничего не предвидит) и не учитывает прошлого (не опирается на опыт других и даже на свой собственный). Вся жизнь, все радости и огорчения происходят «здесь и сейчас».

Поведение маленького ребенка целиком определяется воспринимаемой ситуацией, тем, что он видит и слышит, — то есть является ситуативным.

Полевое поведение- каждый предмет «тянет» малыша к себе — «просит» потрогать, взять в руки, пощупать, или, наоборот, «велит» отойти подальше и не прикасаться. Ребенок в этом возрасте находится как бы в силовом поле вещей и предметов, где на него постоянно действуют «магнитные» силы — притягивающие или отталкивающие. Каждая вещь заряжена для ребенка притягивающей или отталкивающей силой и соответствующим образом провоцирует его на действие. Лестница манит ребенка подняться и спуститься по ней, коробочка предлагает закрыть и открыть ее, колокольчик просит, чтобы в него позвонили, шарик — чтобы его покатили и т.п.

Зависимость от ситуации характеризует не только поведение, но и внутреннюю, психическую жизнь ребенка: память, мышление, внимание.

Память в раннем возрасте проявляется, главным образом, в узнавании знакомых предметов или явлений.

Мышление в раннем возрасте проявляется как умение устанавливать связи между предметами в наглядной ситуации. Мыслить для маленького ребенка — не значит думать или вспоминать, а значит действовать «здесь и сейчас», с конкретными, воспринимаемыми предметами.

Восприятие и эмоции очень тесно связаны с друг другом. Быстрый переход от смеха к слезам и обратно — типичная черта ребенка одного-двух лет. Маленького ребенка легко привлечь к чему-то, но столь же легко он переключается на что-то новое. Соображения о будущей пользе или вреде не имеют значения и не меняют действий и переживаний малышей.

Таким образом, самая главная особенность ребенка это возраста это то, что он живет ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС.

Гибкость и консерватизм-две стороны психической жизни ребенка. Гибкость прежде всего связана  с открытостью всему тому, что окружает ребенка и что он воспринимает вокруг. Предпочтения детей быстро меняются и крайне неустойчивы. Сейчас он больше всего хочет катать машинку, через час — строить из кубиков, а потом — просто бегать по комнате.

В то же время, несмотря на гибкость и открытость, в некоторых вещах дети демонстрируют непонятный для взрослых консерватизм и стремление к постоянству. Все новое (обстановка, люди, пища и т.д.) принимается с трудом.

Для ребенка очень важна предсказуемость ожидающих его событий. Привычный порядок дня, привычная обстановка, знакомые близкие люди создают уверенность в себе и ощущение спокойствия и устойчивости своего существования.

Другое дело, когда какое-либо изменение внешнего мира производится самим ребенком — когда он сам что-то строит или разрушает, склеивает или разрывает на мелкие части, — это приносит ему максимальное удовольствие.

Персонажи и события сказок также Персонажи и события сказок также воспринимаются не отстраненно, а в связи с собственным опытом.

 Для них главное не сюжет произведения, не его финал, а сам процесс восприятия и узнавания знакомых слов и событий. Такое узнавание дает чувство собственной компетентности, уверенности в себе, устойчивости окружающего мира. То, что для взрослых скучно, для детей становится источником ярких эмоций и впечатлений.

Как эти особенности учитывать при работе с такими детьми? Как это учитывать в вашей образовательной деятельности?

· Адаптация – через знакомство с новыми предметами и действия с ними (поливать цветы, открывать шкафчик). В первую очередь обращать внимание детей на новые предметы и как ими пользоваться. Обращать внимание на те действия, которые может сделать ребенок самостоятельно (открыть шкафчик, вытереть руки полотенцем, повесить носочки и т.п. То есть те действия, которые дома ребенку могут быть не знакомы и ребенок не сталкивается.

· Непременное участие взрослого во всех видах деятельности детей. Взрослый является образцом всего.  Он не только передает необходимые
правила и способы игровых действий, но и «заражает» их интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает их активность. ИНТЕРЕСНО ВЗРОСЛОМУ-ИНТЕРЕСНО РЕБЕНКУ!. 

Занятия с малышами должны быть основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении. На занятиях мы показываем и вместе с ребенком делаем.

 Одной из распространенных ошибок воспитателей ясельных групп является устранение от детской деятельности. Воспитатель дает малышам игрушки и предлагает самостоятельно поиграть с
ними. Но далеко не всегда малыши сами могут придумать интересную и полезную игру, тем более — совместную. Они начинают
«цепляться» за игрушки, отбирать их друг у друга, прятать или
вообще не знают, что с ними делать. Только взрослый может показать, как можно играть с игрушками. Только взрослый может
организовать и поддерживать интересную для малышей игру.

· Необходимость личной обращенности к ребенку. Общение на уровне глаз. Необходимость индивидуального подхода педагога к каждому ребенку очевидна во всех возрастах. Однако в раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение не только потому, что все дети разные, но еще и потому, что маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Малыши не воспринимают призывы или предложения, обращенные к целой группе. Им необходим взгляд в глаза, обращение по имени, ласковое прикосновение, словом, — всё то, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращенности взрослого. Только в этом случае малыш может принять и понять предложения воспитателя.

 Между тем воспитатели часто пытаются объяснять что-то всем сразу или руководить целой группой малышей. Они показывают какой-либо способ действия с игрушками или объясняют что-то новое.
Но в этих условиях малыши не воспринимают новую информацию. Они могут действовать, подражая другим, заражаясь общей
активностью, но новое содержание они при этом не усваивают.

· Неэффективность любых чисто вербальных методов воспитания. Любые инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию
по отношению к ним оказываются бесполезными. Между тем
взрослым гораздо проще использовать объяснительную стратегию воздействия: они призывают к послушанию, рассказывают,
как правильно себя вести, что нужно делать и т.п., а дети как бы
не слышат этих слов и не слушаются взрослых. Даже не потому,
что еще плохо их понимают, а потому что до трех-четырех лет
малыши не могут регулировать свое поведение посредством слова.

Они живут только настоящим. Воздействие ситуации (окружающие предметы, движения, звуки) является для них гораздо
более сильным побудителем, чем значение слов взрослого. Это
вовсе не значит, что с маленькими детьми не нужно говорить. Но
слова воспитателя обязательно должны быть включены в контекст реальных действий, иметь яркую интонационную окраску,
сопровождаться соответствующими жестами и движениями.
Следует помнить, что педагог воспитывает не словами, а своими
чувствами, действиями и поступками.

· Наглядная формы предлагаемого материала на занятиях (если говорим про зайчика, то обязательно показываем зайчика на картинке, в виде игрушки и так далее.

· Многократное повторение изученного материала (игр, сказок, действий и т.п. Чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократное повторение пройденного.

· Начинать занятие нужно с уже знакомого материала, чтобы произошло узнавание. Материал для игр и занятий с маленькими детьми необходимо подбирать таким образом, чтобы его содержание соответствовало детскому опыту.

· Поддерживать родителей, не готовых к росту автономии ребенка (новые отношения – не разрыв связи). Т.е которые очень переживают, как их ребенок будет в детском саду.

· Ограничения по дисциплине формулируем в терминах правильного действия и примерах поведения («А попробуй вот так…»), т.е формулировать свои высказывание не в негативной, а позитивной форме ( не кидай игрушки) в ответ на негативную форму спокойно отвечать и демонстрировать позитивную. Например: смотри как здорово получается если попробовать вот так, предлагать позитивную форму.

Упражнение.  в течении одной минуты вспомните и запишите  высказывания, которые вы чаще всего произносите в группе. Например: не трогай, не бросай игрушками и т.д. Каждую фразу попробуйте переформулировать в позитивной форме.

12 марта 2022 в 21:03

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.