Соловьева Наталья Георгиевна, педагог-психолог МДОАУ №196 г.Оренбург

Эссе «Мой путь в профессию»

Кем в этой жизни стать, чтоб людям пригодиться?

Дорог пред нами много, и выбор есть всегда.

Но, чтобы мною все могли гордиться,

Я выбрала свой путь – и это – навсегда.

Я выбрала свою профессиональную судьбу самостоятельно. С самого раннего детства вокруг меня всегда было много детей. И мне нравилось играть в куклы и жить в «воображаемом сказочном мире». Поэтому я точно знала, что свяжу свою жизнь  с работой с детьми.

После 11 класса я твердо решила поступать в университет на факультет психологии. Этому способствовала прочитанная книга, где главная героиня была психологом. Не зная есть ли такой факультет вообще я, девочка из сельской школы,  отправилась покорять степную столицу – город Оренбург, поступать в ОГПУ. Оказалось, что факультет психологии еще очень молодой, набирает 3 курс. Вот тогда, я точно поняла, что это знак судьбы и я на верной дороге! И я поступила…

В первый день, нас  студентов 1 курса пришел поприветствовать декан факультета Пикалов Иван Харитонович. Свою речь он начал со слов: «Ребята, вы выбрали профессию 21 века!». И он был прав! Это действительно профессия нового века.

 Учиться мне очень нравилось, всегда было интересно и познавательно. И вот первая практика в детском саду! Она настолько меня захватила, что я поняла, что хочу работать с маленькими детьми. Детский сад - это самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать. Детский сад – это особый мир, где нужно быть интересным для окружающих тебя людей, дарить детям свою энергию, знания, умения. Я поняла – вот оно мое место!

 После практики я продолжала приходить в детский сад, помогала педагогу-психологу, училась работать с детьми. После 3 курса мне предложили работать в детском саду №196 «Лесная сказка» и я согласилась! С тех пор этот сад - мой второй дом!

Я очень люблю свою профессию и считаю её несомненно нужной и интересной. Главный принцип моей работы «не навреди!», ведь у каждого ребенка все только начинается. Дошкольное детство — это особый период в развитии ребенка, становление личности.

За все время работы я столкнулась с частыми проявлением агрессивности, тревожности, неуверенности у дошкольников. Возник главный вопрос - «Почему?». Наш бешеный ритм жизни, появление все более новых усовершенствованных технологий оставляет нам меньше времени на семью, на детей. Родители большую часть времени посвящают не детям, а работе. Современная жизнь требует больших затрат. И как итог, современные дети не дополучают внимания со стороны родителей. Отсюда вытекают проблемы в развитии, агрессивности, тревожности, замкнутости. Дети стараются привлечь внимание родителей всеми доступными средствами. Родители и дети нуждаются в психологической помощи. Поэтому, в своей профессии дошкольного педагога-психолога главным считают создание благоприятных условий для всестороннего развития личности ребенка.

 К сожалению, решить психологические проблемы только в условиях детского сада является недостаточным. Без взаимодействия с родителями такая работа будет носить поверхностный характер, и та положительная динамика, которая появится в развитии ребенка, очень скоро сойдет на нет. Поэтому, в первую очередь, желание родителей взаимодействовать с психологом, помочь ребенку преодолеть проблемные моменты, являются важнейшим фактором на пути перемен к лучшему. Только совместная плодотворная работа даст благоприятный результат.

Детский сад — маленький мир. В нем я чувствую себя свободно, легко. Мне нравится то, чем я занимаюсь. И радость, которую мне приносит моя работа, не оценивается чем-то материальным. Чувствовать ответственность, свою сопричастность к чему-то большому — это огромное счастье. Несмотря на все трудности, главным в работе педагога-психолога остается умение пустить детей по жизненному пути честными, добрыми, порядочными людьми. А мы взрослые, должны быть для них примером.

Работать педагогом-психологом — это призвание.

Сегодня на ребёнка обрушивается огромный поток информации, причём не всегда полезной и нужной. Стремление родителей улучшить финансовое благополучие семьи и как следствие отсутствие их внимания к своим детям, не дает им нужным образом усваивать нормы и правила этого мира. А в силу своего возраста дети выбирают в качестве психологической защиты те эмоциональные и поведенческие реакции, которые уже усвоили и способны обратить на них внимание: агрессия, замкнутость, капризы, страхи.

Поэтому, в своей профессии дошкольного педагога-психолога главным считаю – помочь ребёнку уметь приспосабливаться к окружающему миру и уметь взаимодействовать с ним. Ведь вся жизнь человека, это адаптация. От появления на свет и до последнего момента мы приспосабливаемся к условиям, которые нам диктует время, общество, жизнь. Каждому из нас, взаимодействуя с миром, необходимо чувствовать себя в этих условиях комфортно. Поэтому, организуя свою работу, я поставила перед собой следующие задачи:

1. Создать условия в дошкольном образовательном учреждении, способствующие психологическому здоровью детей;

2. Обеспечить эмоциональное благополучие всех участников в воспитательно -образовательного процесса;

3.Содействовать  повышению   психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей в закономерностях развития ребёнка, а также в вопросах воспитания и обучения.

Решение этих задач требует огромного труда над совершенствованием своих знаний и личностных качеств. Надо уметь быть сдержанным и терпеливым, ведь развитие человека не терпит суетливости и нервности. Нужно уметь признавать свои ошибки и если ты не прав и понимаешь это, то не нужно стесняться попросить прощения и у ребёнка, и у взрослого человека.

Приходится постоянно искать разные методы и способы, чтобы научить ребёнка тому, что знаешь и можешь сам. А ещё развиваться разносторонне, повышать свою профессиональную компетентность, осваивая всё новые, ранее неизвестное. Развиваться, чтобы идти дальше, делая очередные шаги по пути совершенствования. А как быть с моральным удовлетворением, ведь это тоже немаловажно? И я его получаю от своей деятельности! Ведь как здорово, смотреть, как изменяется ребёнок, с которым ты работаешь, в которого ты вкладываешь частичку своей души. А глаза? Каким доверчивым, открытым, ждущим чуда взглядом смотрит на тебя ребёнок! И как ярко может проявлять эмоции (как негативные, так и позитивные). И это несравнимо ни с чем.

А закончить свое эссе я хочу словами стихотворения:

Психолог? Нет, он не волшебник,
Не чудотворец, не атлет,
Не жизненных задач решебник,
И он не супер-человек.

Он так же дышит, так же любит,
И так же чувствует, как все.
Он не вершит великих судеб,
Он всё не знает о тебе!

Твои измерить может память, 
Мышленье, темперамент, речь.
Он может лишь чуть-чуть исправить, 
Но он не в силах уберечь.

Души твоей путеводитель,
Он лишь подсказка – не ответ,
Дорожный знак, ограничитель твоих ошибок, 
И друг побед!

Гармонии в душе желая,
За вас не сотворит её,
Советом в жизни помогая,
За вас её не проживёт.

Психолог? Нет, он не волшебник,
Не шарлатан, не чародей,
Он не святой, не тяжкий грешник,
Он – человек среди людей.

12 марта 2022 в 20:33

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.