Соловьева Наталья Георгиевна, педагог-психолог МДОАУ №196 г.Оренбург

Хорошая и полезная игрушка-какая она?

a60e3e4c17265616180c7e9969160552.jpgЧто подарить любимому чаду? Какую игрушку лучше выбрать, когда с прилавков  и экранов телевизоров на них глядят люди-пауки, динозавры всех размеров и длинноногие красавицы, интерактивные игрушки, которые сами разговаривают и выражают свою любовь, многочисленные коробки с развивающими играми, которые за неделю обещают сделать из ребенка гения и пр.? На что ориентироваться при таком большом выборе и разнообразии?

На первый взгляд, кажется что такое изобилие снимает все проблемы с приобретением игрушек для ребенка, но на самом деле проблема выбора теперь стала гораздо труднее. Как правильно сделать выбор? На что  ориентироваться в этом бесконечном разнообразии?

Отсутствие каких-либо ориентиров при выборе игрушек приводит к их бессистемной массовой закупке – чем больше, тем лучше. В результате детские комнаты завалены игрушками, а нужных и важных для ребенка среди них порою нет. Ведь игрушка нужна не для того, чтобы доставить мимолетную радость обладания новым предметом. Это не просто вещь, товар для детей и атрибут имущества ребенка.

Критерии хорошей игрушки

Отдавая предпочтение какой-либо из игрушек, взрослые должны сразу представить, что ребенок будет с ней делать. Игрушка должна стимулировать осмысленную инициативу ребенка, создавать необходимые условия для развития его внешней и внутренней активности; способствовать совершенствованию и становлению новых форм детской деятельности.

 Соответственно, развивающими можно считать те игрушки, с которыми можно интересно, разнообразно и осмысленно играть. Хорошая игрушка должна, с одной стороны, способствовать развитию ребенка, приносить пользу для его будущего, а с другой – приносить ему удовольствие здесь и сейчас. На первый взгляд эти две задачи исключают друг друга. Но на самом деле прелесть и своеобразие игрушки заключается как раз в том, что в ней эти задачи совмещаются и даже предполагают друг друга. Ведь для того чтобы игрушка стимулировала осмысленную детскую активность (т.е. способствовала развитию), она должна отвечать интересам ребенка, соответствовать его потребностям, быть привлекательной и стимулировать его самостоятельные действия.

Таким образом, хорошая игрушка должна иметь качества, способствующие развитию ребенка, и качества, стимулирующие его самостоятельную, инициативную игру.

Какая игрушка будет интересна ребенку?

Первым и необходимым требованием к игрушке является ее соответствие возрастным задачам развития, а именно ее потенциальная возможность стать предметом деятельности ребенка, которая соответствует его возрасту. Точное определение возраста (или возрастного диапазона) для конкретной игрушки является далеко не простой задачей. Ее решение предполагает хорошее знание детской психологии, возрастных особенностей каждого возраста. Например, действия с предметами, которые являются развивающими для ребенка 2–3 лет, могут оказаться бессмысленными и «отупляющими» для дошкольника 4–5 лет.

Другое важнейшее развивающее качество игрушки заключается в ее открытости для инициативы ребенка. Чтобы игрушка выполняла свою развивающую задачу, она должна быть открытой для разнообразных форм активности ребенка. Предметы, предполагающие пусть и полезные, но только стереотипные, однообразные действия, могут стать материалом для упражнений, тренировок, но не для игры.

Если материал детской игры жесткий, предполагающий строго определенный способ употребления (как, например, пазлы, или заводные, или электронные игрушки), то игра будет просто времяпрепровождением, но не сферой проявления детской инициативы. Чем более определенной и завершенной является игрушка, тем меньше она оставляет простора для детского творчества.

Сложные и завершенные игрушки, указывающие малышу, что с ними нужно делать, предопределяют характер детских действий и приковывают ребенка к известным стереотипным движениям. Игрушка должна открывать возможность для «внесения» в нее активности и чего-то своего, личного – своего голоса, своих движений.

Хорошая игрушка должна быть максимально открыта для преобразований, давать возможность любых превращений и настроений. Она должна быть простой, открытой и не навязывать своего голоса и своей активности. Только в этом случае игрушка может выполнить свою главную функцию, т.е. стать не просто забавой, но объектом заботы, партнером по общению и средством игры.

 Такие универсальные и популярные во все времена игрушки, как мячи, кубики, вкладыши, обычные куклы, благодаря своей простоте чрезвычайно пластичны, допускают бесконечные усложнения, тысячи новых комбинаций и не могут наскучить ребенку.

Игрушка не должна быть абсолютной копией реальных предметов. Излишняя детализация навязывает ребенку определенный образ и способ действия. Игрушки, оснащенные специальными программами (интерактивные игрушки), могут жить «своей жизнью», независимой от деятельности ребенка, а иногда и руководить его действиями. Такая игрушка становится не средством игры, а самодостаточной вещью, призванной вызывать удивление, восхищение и любопытство. Играть с такими игрушками совсем не обязательно. Ребенку уже не нужно оживлять куклу, вкладывать в нее свои переживания, свой опыт. Нужно просто взять куклу в руки и делать то, что она «велит». А это закрывает саму возможность самостоятельной творческой игры. Ребенок как бы становится приставкой к игрушке – она сама руководит его действиями. Но чтобы ребенок захотел самостоятельно играть с игрушкой, она должна быть не только полезной, но и привлекательной.

Привлекательность игрушки для ребенка связана как с ее физическими качествами (яркими красками, звучанием, сложностью формы и пр.), так и с возможностью действовать с ней. Эта возможность для разного типа игрушек определяется разными качествами.

 Для сюжетных, образных игрушек важно, прежде всего, наличие узнаваемого образа (человека или животного), что вызывает определенное отношение и подсказывает его характер и особенности поведения. Привлекательность игрушки для ребенка может определяться и степенью знакомства с игрушкой, и наличием подсказки к действиям.

Совершенно новые, незнакомые детям предметы, не имеющие никаких аналогов в их личном опыте, не дают «подсказки» для самостоятельных действий и скорее оттолкнут, а маленького даже напугают, чем вызовут желание играть. Оптимальное сочетание новизны и узнаваемости– важное качество игрушки, делающее ее привлекательной и стимулирующее детскую активность.

Таким образом, привлекательность игрушки, соответствие интересам и смыслам самого ребенка – важнейшее требование к игрушке, которое, собственно, и делает ее игрушкой. Только в этом случае она вызовет желание действовать с ней.

Чтобы игрушка выполняла свою развивающую функцию, она должна содержать ориентиры для адекватных действий ребенка, т.е. подсказывать, что и как с ней делать, и направлять ребенка на осуществление заложенных в ней возможностей. Ориентиры для самостоятельного детского действия и их понятность для ребенка – необходимое качество развивающей игрушки.

 Чтобы игрушка могла реализовать заложенный в ней развивающий и воспитательный потенциал, она должна стимулировать полноценное развитие деятельности и личности ребенка. Нельзя не отметить, что для ребенка привлекательно и то, что модно, что они видят на экранах телевизоров, что есть у других детей. Поэтому дети часто предпочитают то, что совершенно не подходит для детской игры – монстров, страшилищ, гламурных красавиц и пр. Тем не менее, формирование здоровой игровой среды, вкуса и предпочтений – это задача и ответственность родителей.

 Важно помнить, что игрушка является не только материалом детской деятельности, но и предметом культуры, вобравшим в себя определенное культурное содержание и передающим его детям. Особенности игрушки как предмета культуры имеют определенное воспитательное значение. Их также необходимо учитывать при выборе игрушек. К таким воспитательным качествам относится, прежде всего, этический аспект. Игрушка должна по возможности вызывать добрые, гуманные чувства. Она должна поддерживать бережное отношение к живому, подчеркивать родственное начало в животных, предметах и, конечно же, в человеке во всех его ипостасях.

Недопустимым является наличие в игрушке качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность, безразличное, объектное отношение к живому и пр. Нарушение этических требований к игрушке, даже при ее хорошем развивающем эффекте, должно быть основанием для отказа от нее.

 Игрушка практически всегда имеет художественный, эстетический аспект. Многие народные и авторские игрушки являются произведениями искусства. Художественные качества игрушки многократно становились предметом искусствоведческих исследований. Их необходимо учитывать и с психологической точки зрения, поскольку художественные качества игрушки формируют эстетический вкус ребенка. Материал, с которым он играет, закладывает его взгляд на мир, в том числе эстетический. Поэтому красоту игрушки, художественность ее исполнения, ее эстетическое воздействие на ребенка необходимо учитывать.

Успешность самостоятельного действия с игрушкой также определяется рядом обстоятельств. Поскольку игра является самостоятельной деятельностью ребенка, материал детской игры должен быть доступным для осуществления соответствующих практических игровых действий.

Возможность практического действия с игрушкой также определяется рядом ее признаков. Прежде всего, это прочность и качество изготовления. Самый интересный замысел игрушки, ее потенциальная «полезность» может обесцениваться несовершенным исполнением – если игрушка быстро ломается или не соответствует возрастным возможностям ребенка.

Если колеса машинки плохо крутятся и кнопки на пульте плохо нажимаются – это вызывает разочарование, а иногда и слезы ребенка – он быстро теряет интерес к таким игрушкам. Кубики должны быть устойчивыми, колечки пирамидки без труда одеваться на стержень, мозаики легко собираться и разбираться и пр. Такие чисто физические характеристики, как размер и вес игрушки также могут открывать или закрывать возможность самостоятельного действия ребенка.

 Для игрового материала важны соответствующие технические характеристики, обеспечивающие легкую возможность действия (устойчивость и подвижность конечностей куклы, соразмерность частей и деталей и пр.).

5 февраля 2021 в 13:43

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.