Соловьева Наталья Георгиевна, педагог-психолог МДОАУ №196 г.Оренбург

Особенности создания лечебной сказки для работы со слабовидящими детьми

Особенности создания лечебной сказки для работы со слабовидящими детьми

 

 «Творчество и терапия частично совпадают: то, что является творческим, зачастую оказывается терапевтичным, то, что терапевтично, часто представляет собой творческий процесс»

(К. Роджерс)

 

В нашем детском саду нет отдельной коррекционной группы для детей этой категории, однако имеется достаточно много детей, кому рекомендовано ношение очков в качестве лечения зрительного недуга.

А началось все с того, что однажды ко мне за помощью обратилась мама одного из таких детей. Ситуация была в следующем. Ее дочке, которой на момент обращения было 3 года поставили диагноз сложный астигматизм и было рекомендовано постоянное ношение очков. Проблема, состояла в том, что девочка носить очки категорически отказывалась. Девочка сама вместе с родителями ездила в оптику, сама выбирала очки, чехол. Все члены семьи носили очки, чтобы ребенок привык к этому образу. Даже куклам были куплены кукольные очки. Но все принятые меры имели только краткосрочный эффект. Через некоторое время девочка снова снимала очки, могла в любой момент их бросить или спрятать. В общем, носить очки отказывалась. Были и другие случаи, которые указывали на то, что есть запрос на определенную работу с данной категорией детей.

Так начался мой творческий поиск приемов и форм работы с детьми с ОВЗ, в частности с детьми, у которых имеются различные зрительные недуги. Слабовидящие дети – это дети с остротой зрения от 0,05 до 0,02 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками. К этой категории детей относятся дети с косоглазием, астигматизмом, амблиопией, близоруковстью и  дальнезоркостью.

. В результате общения с родителями и воспитателями данных детей мы пришли к выводу,  что дети имеют ряд общих психологических проблем. Они  часто стесняются носить очки.  Проявляется нежелание, когда ребенок только начинает носить очки (после обследования) и в период лечения. Причина этого нежелания чувство дискомфорта и непривычности, неловкость перед сверстниками, страх перед обидным словом «очкарик». Даная ситуация не позволяет ребенку хорошо видеть, к тому же препятствует восстановлению и сохранению зрения. Часто в этот период у ребенка проявляются такие особенности поведения как: агрессивное поведение, уход от деятельности (отказ от организованной деятельности, нежелание участвовать в играх с детьми), проявляются упрямство, капризы. Поэтому такая проблема как нежелание ребенка носить очки является актуальной. С целью профилактики отказа ребенка от ношения очков и уже сложившемся негативном отношении к очкам необходимо проведение комплекса мероприятий, направленных на адаптацию детей к очкам.

Так возникла идея проведения мастер-класса для родителей  «Сказка - лучший наш помощник», на котором обсуждалась проблема, как приучить ребенка носить очки,  используя ресурсы лечебных сказок. На этом занятии родители узнали, что такое терапевтические лечебные сказки для детей и каков алгоритм их создания для решения проблем их ребенка.

 Сказкотерапия, пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних.  Через сказки детям становится ближе и понятнее то, что им труднее всего постигнуть: внутренний мир человека, его чувства, мотивы поступков, его отношение к другим людям и природе.

На сегодняшний день сказкотерапию можно рассматривать как один из самых результативных методов работы с детьми с ОВЗ. Особую роль в работе со сказками с детьми с ОВЗ отведена такому жанру сказок, как терапевтические сказки или как их еще называют лечебные.

 Терапевтические сказки – это сказки для детей, не столько развлекающие их, но дающие взрослым способ подсказать детям, не обижая, выход из различных жизненных ситуаций. По мнению Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д.  психокоррекционные  сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Если ребенок захочет, то можно обсудить с ним сказку, проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок.

В этом качестве в своей работе я использую  такие авторские произведения как: стихотворение А.Барто «Очки», «Как  лягушонку Тишке очки помогли» (автор М.А.Кутузова), «Волшебные очки» (автор Н. Грибачев),  мультфильм «Жирафа и очки» и т.д.  Эти произведения направлены на то, чтобы сформировать положительное отношение у детей к ношению очков и все что с этим связано. Подбирая сказки для прочтения детям, я столкнулась с тем, что готовых сказок адресованных для работы с проблемами детей с нарушением зрения очень мало.

Как сочинить терапевтическую сказку? Написать терапевтическую сказку легко и сложно одновременно. Легко – поскольку есть правила и технология написания такой сказки. Сложно – потому что очень важно найти именно того героя, тот сюжет, который ребенок примет, как послание к изменениям, без особого сопротивления.

Дело в том, что  терапевтическая сказка воспринимается сразу на двух уровнях – сознательном и бессознательном.  Сознание ребенка принимает буквальное содержание сказки как вымышленное: ребенок сочувствует сказочному герою, отождествляет себя с ним и даже, когда узнает свою проблему, он все равно думает, это не про меня – это понарошку. Бессознательное же «верит» услышанному и задает нужную программу изменений в поведении, переструктурировании ценностей, взглядов и позиций.

В любой сказке, как правило, присутствуют следующие эле­менты: герой или герои, сюжет, конфликт и развязка. Но сказка
только тогда становится терапевтической, когда ребенок
отождествляется с ее героями, может провести параллель
между сюжетом и собственной жизнью и извлекает некий урок
или понимает скрытое сообщение.

 Для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь или воспитательное воздействие, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:

 1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства. Она должна соприкасаться с проблемой ребенка, как бы по касательной.

 2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, услышав который и проведя его сквозь фильтры своих проблем ребенок смог бы «увидеть» возможности нового выбора. Если ребенок не в состоянии сделать выбор самостоятельно, родители (или психолог) предлагают ему свои варианты решения сходных проблем.

Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

1

Жили-были

Статус-кво, начало сказки, встреча с ее героями (узнаваемыми и понятными ребенку персонажами). Психологи рекомендуют для детей 3-4 лет делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных; начиная с 5 лет — фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки

2

И вдруг однажды...

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом (дискомфортом, вызовом), совпадающим по характеру с проблемой ребенка

3

Из-за этого...

Сказка меняет направление, чтобы показать, в чем состоит решение проблемы и как это делают герои сказки

4

Кульминация (или что происходило потом)

Герои сказки справляются с трудностями

5

Развязка (чем все закончилось)

Результат действий героев сказки: «-» — герой, совершивший плохой поступок, наказан; «+» — герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, вознагражден. Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной

6

Мораль сей сказки такова...

Герои сказки извлекают уроки из своих действий, их жизнь радикально изменяется

В своей работе с детьми с ОВЗ с нарушением зрения  я столкнулась с необходимостью написания терапевтических сказок для девочки, которая не хотела носить очки, для мальчика, которые постоянно терял и ломал очки, также необходимо была сказка для мальчика, которого обзывали и не принимали в группе, потому что он носил очки, сказки о необходимости выполнения специальных упражнений для глаз (гимнастики, массажа) и т.п.

25 января 2020 в 19:32

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.